История появления автомобилей «Бугатти»
От одного произношения названия этого автомобиля по коже пробегают мурашки. Олицетворение роскоши, силы, власти, скорости и непревзойденной красоты, все эти эпитеты можно отнести к этому мировому бренду. Бугатти словно птица Феникс восстала из пепла, пережив клиническую смерть сроком в двадцать лет, но вновь и вновь заставляла весь мир удивиться и стать легендой, за рулем которой мечтает оказаться абсолютно любой автолюбитель на планете.
Успех и известность марки «Бугатти» является заслугой в первую очередь знаменитого изобретателя, гения автомобилестроения Эттори Бугатти. Рожденный в 1881 г. в Милане, Бугатти начал заниматься изготовлением автомобилей в Эльзасе, будучи подданным императора Германии, позже он приобрел здесь французское гражданство, хотя всегда считал себя итальянцем. Свой первый автомобиль Бугатти представил на выставке в Милане, где автомобиль имел немалый успех. 20-летний изобретатель был тут же приглашен на работу немецкой фирмой De Dietrichна в Эльзасе. Здесь им были созданы интересные и очень успешные модели. Среди них, Peuqeot Bebe, Mathis Hermes.
Талантливый инженер в 1908 году создал первую Бугатти Type 10 в подвале своего дома в Кельне. В то время началось бурное развитие автомобильной промышленности, и все талантливые инженеры стремились сделать автомобиль, который признают лучшим в мире. К сожалению, это не удалось сделать Этторе Бугатти, ведь его первый автомобиль не произвел должного впечатления. Но не все так плохо, молодого итальянца похвалили за шасси, которое он и продолжил использовать в следующих моделях своего детища. Первый же автомобиль помог Этторе найти спонсоров для последующего производства автомобилей, так в 1909 году и началась история легендарной компании.
Мольсхайм стал тем самым городом, в котором и началась разлетаться слава об автомобилях Бугатти. Было создано около дюжины моделей Type 13, 15 и 17, которые привлекли внимание общественности на многих выставках. По-настоящему заявить о себе получилось спустя пару лет, когда Этторе Бугатти стал продвигать свое детище в мир автоспорта. Так модели этого бренда стали занимать призовые места на французских Гран-при, и даже участвовали в гонке Индианаполис 500.
«Бугатти-13», оснащенный 1,3 литровым двигателем ОНС, стал первым серийным автомобилем. Несмотря на несчастливое число 13 гонщики добивались на нем больших успехов в различных соревнованиях. Так, в гонках за приз «Ле-Ман» маленький «Бугатти-13» с гонщиком Э.Фридрихом легко оставил позади себя огромный «Фиат» с гонщиком Хемери. Всего таких автомобилей было произведено 205 экземпляров.
Во время войны было совсем не до строения автомобилей, и казалось, что история славной компании закончилась навсегда. Но Этторе Бугатти не мог оставить это просто так, и после окончания войны принял решение наладить производство в одной из стран победителей. Так, Франция стала новым домом для детища Этторе, которым и остается по сей день.
В этот период появилась спортивная версия «13», тип 22/23. В 1921 году в конкурсе «Гран-При», проходившем в Бресте, автомобиль занял 4 первых места, что способствовало еще большей популярности Мангеймской фабрики.
Предприятие стало продавать автомобили и частным лицам. Это были аппараты Type 28 и 29, которые не выпускали более пяти экземпляров. На сегодняшний день осталось лишь два автомобиля Type 28 и четыре Type 29. В то время от этих машин ожидали намного большего чем они показали. Тогда в первую очередь успех измерялся показателями в автогонках, где эти автомобили никак не могли занять место выше третьего. После последовали неудачные попытки разных моделей Бугатти, из-за этого, Этторе не мог сделать из своего детища по-настоящему сильного и большого автоконцерна, но этот бизнес приносил достаточно большие деньги, которые уходили на создание суперавтомобиля, о котором заговорят во всем мире. И Бугатти это удалось в 1924 году, когда на одном из Европейских гран-при модель Type 35 заняли весь подиум с первого по четвертое места. Этот успех продолжался целых пять лет, и мечта Этторе сбылась, про его детище разговаривала вся общественность и вызывала огромный интерес и удивление. Это принесло и огромную прибыль, одна эта модель была продана в размере 336 экземпляров.
В 1927 году появился один из самых крупных, роскошных и дорогих автомобилей в мире — тип 41, названный Royale. В 1947 году гениального конструктора не стало. В 1951 г. в Мангейме безуспешно попытались возобновить выпуск «бугатти» (типы 101 и 102).
Бугатти-35
Работы над этим автомобилем начались зимой 1923 г., в 1924 г. он появился на «Гран-При» Франции. Машина была оснащена двухлитровым рядным 8-ми-цилиндровым мотором с распредвалом в головке цилиндра. Мотор состоял из 2-х чугунных блоков, в каждом из которых было по 4 цилиндра. Диаметр цилиндра равнялся 60 мм, ход поршня достигал 88 мм, у каждого из них было 2 впускных клапана и 1 выпускной. В двигателе был маленький радиатор. Функцию охладителя масла выполнял масляный резервуар с 13 медными трубками, по которым под напором пропускался холодный воздух. Собранный из 9-ти комплектующих вал, являлся самой дорогой частью автомобиля. Задний мост был подвешен на четвертьэллиптических рессорах. Передняя полая ось с круговым профилем ковалась из цельного куска. Тормоза — механические. Охлаждение челюстного механизма тормозов и барабанов происходило за счет вентилирующего воздействия колес. Четырехспицевой руль, диаметр которого равнялся 424 мм, за 1 поворот устанавливал колеса в крайнее положение. Четырехсекционный алюминиевый кузов собирался и рихтовался вручную.
Кроме модели 35, были выпущены модели: «35 В», оснащенная двигателем емкостью 2261 куб.см, и «35 С» с компрессором. Всего было изготовлено 200 экземпляров.
Бугатти 41 Ройял
Стабильное экономическое положение предприятия позволило Эттори Бугатти приступить к осуществлению своей давней мечты — созданию большого, мощного, быстроходного люксового типа. Именно таким автомобилем стал «Роял». Первоначально предполагалось выпустить 25 таких автомобилей, однако, было изготовлено только 7 экземпляров. В июне 1928 г. появился первый прототип, на изготовление которого ушло 4 года. Автомобиль, размах осей которого составлял 4,57 м, а объем двигателя — 14726 куб.см стал сенсацией года. В следующих моделях были уменьшены размах осей до 4,3 м и объем двигателя до 12763 куб.см.
Длина восьмицилиндрового двигателя с распределением ОНС равнялась почти 1,5 м, вес — 380 кг. Мощность двигателя равнялась 300 л.с. при 1700 об/мин, максимальная скорость в зависимости от кузова колебалась в пределах 200 км/ч. Выполненная из цельного куска стали передняя ось была полая изнутри, куда были размещены и заклинены листовые рессоры (на концах). Длина этого прекрасного элегантного автомобиля достигала 6,5 м, длина капота — 2 м, размах осей, составивший 4310 мм остался непревзойденным до сих пор. Диаметр пневматических шин равнялся 970 мм.
Сегодня сохранилось 6 экземпляров этих автомобилей: 2 — во Франции; 4 — в Америке.
Бугатти-50 Т
Новый спортивный автомобиль тип 50, оснащенный компрессором, впервые появился на рынке в 1930 году. Уже в 1926 г. Бугатти признал факт повышения мощности двигателя за счет компрессора неизбежным. Восьмицилиндровый двигатель автомобиля был совершенно новой конструкции. Впервые в головке цилиндров имелось 2 кулачковых вала. Объем двигателя составлял 4972 куб.см. Диаметр цилиндра равнялся 86 мм, ход поршня — 107 мм. Мощность двигателя равнялась 225 л.с. при 4000 об/мин, максимальная скорость — 185 км/ч. Автомобиль имел трехступенчатую КП, жесткий задний мост был снабжен четвертьэллиптическими рессорами. Выполненные из алюминиевого сплава колеса в форме лопаток турбины способствовали охлаждению тормозных барабанов посредством турбулентности вращающихся колес. На все колеса действовали механические тормоза. Масса автомобиля равнялась 1700 кг.
В 1932 г. появилась туристско-спортивная версия «50Т», оснащенная двигателем мощностью 200 л.с., развивавшая скорость 175 км/ч. Осевое расстояние было увеличено с исходного 3100 мм до 3500 мм.
За период 1930—1934 г.г. было выпущено только 100 экземпляров этой модели.
Бугатти-57
Это был последний автомобиль серийного выпуска компании, появившийся на рынке в 1934 г. Тип 57 выпускался до 1940 г. в версиях: 57 S, 57 С, 5/ SC. В создании автомобиля активно участвовал сын Э.Бугатти — Жан Бугатти.
Первая модель, получившая название «нормал», была снабжена 8-цилиндровым двигателем емкостью 3257 куб.см, мощностью, достигающей 135 л.с. при 5000 об/мин, которая подавалась на 4-х-ступенчатую КП посредством однодискового сцепления. 2 кулачковых вала помещались в головке цилиндров. Зазор клапанов регулировался с помощью колпачков разной толщины, расположенных на стеблях клапанов.
Следующими моделями типового ряда 57 являлся дорожный спортивный «Бугатти-571», появившийся в 1935 году. Автомобиль отличался от основного более мощным двигателем — 175 л.с. при 5500 об/мин., укороченным до 2950 мм размахом осей, максимальная скорость — 200 км/ч.
В 1936 г. на автосалоне в Париже появилась модель «57 S», названная «SurBaisse», что переводится как сжатый. Кузов автомобиля был выполнен Ж. Бугатти.
Тип 57 SC «Атлантике» благодаря экзотическому кузову был признан одним из самых красивых авто того времени.
В 1938 г. появились модели «57 С» с мощностью двигателя в 160 л.с. при 5000 об/мин, имевшие уже двухдисковую тормозную систему.
Тридцатые годы стали самыми успешными в истории компании, спрос был очень велик, а новые модели выпускались чуть ли не каждый месяц. И кто знает, каких высот бы достигла кампания, если бы снова не началась мировая война. Именно престиж и слава, заработанная в довоенное время, позволило держаться на плаву компании после войны. В разрушенной Европе не было денег на роскошь, а после смерти Этторе Бугатти, умерла и сама компания...
Как бы то ни было, Бугатти словно птица феникс восстала из пепла и продолжила дело отца основателя. На сегодняшний день компания выпускает автомобили премиум класса, которые могут позволить только богачи. Легенда мирового автопрома на данный момент крупнейший автоконцерн, которому больше ничего не мешает, а его могущество нарастает с каждым днем.